Государственная Дума приняла в первом чтении разработанный Минэкономразвития России законопроект, который повышает доступность и упрощает получение разрешений и лицензий благодаря сокращению сроков и количества документов, а также переводу процедур в электронный вид. Законопроект закрепляет на постоянной основе промежуточные результаты эксперимента по оптимизации процедуры выдачи разрешений предпринимателям на осуществление определенных видов деятельности, проводимого по поручению заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Дмитрия Григоренко.
С начала эксперимента срок оказания услуг сокращен почти в два раза (в среднем c 43 до 21 рабочего дня), как и количество запрашиваемых документов (в среднем c восьми до четырех) у заявителя. В целом органы власти больше не запрашивают у заявителей свыше 1,5 тыс. документов из 3 тыс., так как эти документы уже есть в распоряжении государства и ведомства ими обмениваются.
Процедура получения разрешений и лицензий упрощена в первую очередь за счет сокращения количества документов, которые заявителю необходимо предоставить в разрешительный орган самостоятельно. Это произошло благодаря возможности использовать электронную подпись и машиночитаемую доверенность при подаче заявлений через портал «Госуслуги», за счет автоматизации межведомственного документооборота, а также внедрения реестровой модели учета результатов предоставления услуг, когда не нужно подтверждать бумагой наличие разрешения, а достаточно просто получить выписку из соответствующего электронного реестра.
О промежуточных итогах реализации эксперимента заместитель Председателя Правительства — Руководитель Аппарата Дмитрий Григоренко накануне доложил Президенту России Владимиру Путину. Он, в частности, сообщил, что в процессе оптимизации бизнес высоко оценил предложенные нововведения.
«Рост популярности сервиса по получению лицензий и разрешений через портал „Госуслуги“ достаточно высокий. За три года количество обращений на портал за получением лицензий и разрешений увеличилось примерно до 1 млн. При этом важно, что мы, как Вы и поручили, оставили людям возможность выбирать способ обращения в государственные органы: либо через портал „Госуслуги“, либо через личные кабинеты, либо на бумаге, если это людям удобно», — отметил Дмитрий Григоренко.
Законопроектом вносятся изменения в 57 федеральных законов, в том числе в шесть кодексов Российской Федерации. Реализация положений законопроекта потребует отмены 65, принятия 91 и внесения изменений в 59 нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Например, в законы «Об электронной подписи», «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» (регистрационное удостоверение на медицинское изделие будет только в формате записи в реестре медизделий), «Об ответственном обращении с животными» (в части создания перечня общественных инспекторов), «О государственной регистрации недвижимости» (в части введения реестровой модели относительно выдачи разрешений на строительство и ввод капитального строения в эксплуатацию), «О СМИ» (в части сокращения сроков регистрации новых СМИ до 15 рабочих дней и возможности это сделать через портал «Госуслуги»).
«Законопроект направлен на систематизацию деятельности и повышение открытости органов власти. Это также повысит эффективность дистанционного взаимодействия госорганов, учреждений и получателей услуг, сократит издержки бизнеса и граждан, позволит получать сведения и автоматически обновлять реестры данных без необходимости ручного ввода», — прокомментировал статс-секретарь — заместитель министра экономического развития России Алексей Херсонцев.
Планируется, что нормы законопроекта вступят в силу 1 сентября 2025 года.
Изображение (фото): из открытых источников