24.07.2024 11:49
Новости.
Просмотров всего: 20098; сегодня: 2.

Свыше 24 млрд рублей заработали субъекты МСП из сферы НХП

Свыше 24 млрд рублей заработали субъекты МСП из сферы НХП

Малый и средний бизнес в сфере народных художественных промыслов (НХП) и ремесленничества в прошлом году заработал более 24 млрд рублей. Всего, по данным реестра МСП, в стране действует порядка 1,3 тыс. таких предпринимателей, общая численность работников — около 5 тыс. человек. Основные виды деятельности — производство одежды, пищевых продуктов, сувенирной продукции, обработка древесины. Предприниматели из сферы НХП создают изделия с сохранением традиций народного искусства.

В России развивают свое дело и ремесленники: к ним можно отнести еще более 35 тыс. субъектов МСП. Это предприниматели, владеющие определенным ремеслом, которые производят на продажу изделия ручной работы. Это, например, швеи, столяры, ювелиры, кузнецы и другие.

В настоящее время отмечается несколько тенденций в сфере НХП. Во-первых, это женское лицо бизнеса: на женщин приходится 67% всех индивидуальных предпринимателей. Во-вторых, сектор стабилен: 73% ведут деятельность более трех лет, создавая устойчивый каркас сектора, принося основную прибыль и обеспечивая занятость 96% работников сферы.

«За последние несколько лет условия для развития бизнеса в сфере НХП значительно улучшились: увеличились поток внутреннего туризма, интерес к регионам, национальным культурам. Благодаря изменениям в законодательстве формируются комфортные условия: закрепляются направления развития креативных индустрий, расширяются меры поддержки компаний в сфере НХП, мастера теперь могут регистрироваться в качестве самозанятых, получая соответствующие преференции. Комплексный подход к развитию отрасли позволил нарастить суммарный годовой доход компаний в сфере народных промыслов более чем до 24 млрд рублей», — сообщила заместитель министра экономического развития РФ Татьяна Илюшникова.

С 2016 года около 100 предприятий НХП, находящихся в реестре Минпромторга РФ, получают субсидии на компенсацию коммунальных платежей, модернизацию производства, закупку материалов и сырья, страховые взносы. По результатам исследования ассоциации «Народные художественные промыслы России», только финансовых мер поддержки для отрасли недостаточно. Необходима помощь в поиске рынков сбыта, продвижении, маркетинге.

В 2022 году Правительство РФ расширило возможности использования субсидии, выделяемой предприятиям НХП. Федеральные средства на поддержку производства и реализации изделий народных художественных промыслов можно потратить на разработку и обновление интернет-магазинов, рекламу в интернете, создание фирменной упаковки, расширение и модернизацию выставочных и торговых пространств.

«Сегодня увеличивается запрос со стороны бизнеса из сферы НХП на обучающие программы, помощь в продвижении, консультации. Минэкономразвития России разработало партнерские программы с маркетплейсами. Кроме того, поддержку в продвижении можно получить через центры „Мой бизнес“. Так, компании могут принять участие в выставке „Ладья“ на безвозмездной основе, для них создают специальные мастерские-коворкинги, организуют региональные ярмарки для сбыта продукции», — добавила Татьяна Илюшникова.

Развитие народных художественных промыслов и ремесленничества активно поддерживают и регионы. Больше всего предпринимателей из этой отрасли зарегистрировано в Республике Башкортостан (329), Вологодской области (211), Санкт-Петербурге (193), Ленинградской области (131), Саратовской области (101).

Помимо федеральных мер поддержки, например, в Башкортостане разработали свои уникальные программы.

«Традиционной стала Неделя ремесел в Уфе, которая включает в себя обучающие мероприятия и награждение победителей конкурса „Лучший ремесленник — 2023“. Развитие отрасли НХП происходит при поддержке Министерства предпринимательства и туризма Республики Башкортостан. Например, мы ежегодно проводим международный форум по этнотуризму, в котором принимают участие представители туристической отрасли более 50 регионов России, Беларуси и Абхазии», — отметил руководитель Центра народно-художественных промыслов Республики Башкортостан Вячеслав Гостенов.

В Иркутской области создан интернет-каталог с возможностью заказа понравившегося товара напрямую у любого из 107 ремесленников. Каталог был представлен на стенде Иркутской области на международной выставке-форуме «Россия» на ВДНХ. В Вологодской области на базе центра «Мой бизнес» функционирует Центр народно-художественных промыслов.

«Центр дает возможность бесплатного участия в выставочно-ярмарочных мероприятиях, а также помогает в освобождении от обязательной маркировки своих товаров при размещении их на маркетплейсах. Помимо этого, центр организует участие в выставках народно-художественных промыслов „Ладья“ и „Жар-птица“, а также организует новогоднюю ремесленную ярмарку „Сделано на Вологодчине“», — прокомментировала директор центра «Мой бизнес» Вологодской области Дарья Серебрякова. В Тульской области с помощью сервисов центра «Мой бизнес» ремесленникам можно зарегистрировать свое дело, получить консультации по налогообложению, льготному кредитованию, а также стать участниками ярмарок и фестивалей.

«В том числе для поддержки народно-художественных промыслов реализуется проект „Сделано в Тульской области“, куда вступить могут и самозанятые граждане. Он позволяет расширить рынки сбыта продукции и популяризировать ее за пределами региона», — сказала заместитель министра экономического развития Тульской области Лариса Садова. В Хакасии для продвижения самозанятых из отрасли НХП и узнаваемости их сувенирной продукции открыли регистрацию товарного знака.

«Ежегодно мы проводим ярмарки „Дружный бизнес Хакасии“, где самозанятые и предприниматели продвигают товары, делая более узнаваемой свою продукцию внутри региона. Но самая важная поддержка НХП — участие в выставке „Ладья. Зимняя сказка“. В прошлом году за лучшее оформление региональной экспозиции Хакасия была удостоена федеральной награды. Хакасские мастера и мастерицы представили украшения из натуральных камней и кружева в технике фриволите, сувениры из пушнины, изделия из дерева и войлока, необычные шапки, кукол ручной работы и многое другое. Также предприниматели из сферы НХП могут получить единый знак качества „Сделано в Хакасии“. Теперь для них действует ряд преференций, к примеру снижение ставки микрозайма на несколько процентов», — сообщил руководитель центра «Мой бизнес» Хакасии Александр Мяхар.

Изображение из открытых источников.

Тематические сайты: Женское лидерствои и героизм, Креативные индустрии, Культура, искусство, музеи, Малый и средний бизнес, Поддержка предпринимательства, Ремесленничество, Финансы для бизнеса, Экономика
Сайты субъектов РФ: Башкортостан Республика, Вологодская область, Иркутская область, Ленинградская область, Москва, Санкт-Петербург, Саратовская область, Тульская область, Хакасия Республика
Сайты столиц субъектов РФ: Башкортостан Республика - Уфа
Сайты федеральных округов РФ: Приволжский федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Центральный федеральный округ
Сайты стран: Абхазия Республика, Беларусь, Россия
Сайты регионов мира: Европа Восточная, Кавказ
Сайты объединений стран: Евразийский экономический союз (ЕАЭС), СНГ - Содружество независимых государств, Союзное государство Россия-Беларусь

Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12184 публикации
Сайт: www.economy.gov.ru/material/news/dohod_predprinimateley_iz_sfery_narodnyh_hudozhestvennyh_promyslov_prevysil_24_mlrd_rubley.html
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...