07.03.2024 16:52
Интервью, мнения.
Просмотров всего: 9223; сегодня: 1.

Сегодня 4 млн женщин развивают свой бизнес в статусе самозанятых

Сегодня 4 млн женщин развивают свой бизнес в статусе самозанятых

Число женщин-предпринимателей в России с каждым годом растет, а количество женщин, стоящих во главе компаний, уже приближается к половине. Почему женщины идут в бизнес, как балансируют между домом и работой, в каких сферах открывают свое дело и как государство помогает им встать на ноги, в интервью РИА Новости в преддверии 8 Марта рассказала замглавы Минэкономразвития Татьяна Илюшникова.

— Татьяна Александровна, как сейчас развивается женское предпринимательство?

— Уже несколько лет мы видим тенденцию, что все больше женщин идут в предпринимательство. От общего числа предпринимателей и самозанятых, которых сейчас в стране насчитывается 15,3 миллиона человек, 12,9 миллиона — индивидуальные предприниматели и самозанятые, 44% из которых женщины. Что касается компаний, то тут, согласно опросам, число женщин-руководителей и владельцев бизнеса тоже превышает 40%.

Популярность бизнеса у женщин можно объяснить несколькими факторами.

Во-первых, это наличие специального налога по самозанятости, который создает максимально мягкие возможности для входа в предпринимательство. Возможность попробовать себя и безболезненно выйти из бизнеса, если что-то не получилось. Сегодня 4 миллиона женщин развивают свой бизнес в этом статусе.

Во-вторых, существует целый комплекс мер государственной поддержки для начинающих и действующих предпринимателей. Региональные центры "Мой бизнес" сегодня консультируют, проводят обучающие мероприятия, помогают в разработке бизнес-плана и решают многие другие задачи бизнеса совместно с предпринимателями. И для женщин это важно. Согласно нашим исследованиям, например, женщины чаще учатся, так как при старте в бизнесе закладывают более глубокую базу – знаний и расчетов.

В-третьих, работает целый ряд региональных программ – форумы, клубы, наставничество и даже специальные налоговые и заемные инструменты для женщин. Есть и более масштабные проекты. Например, "Мама-предприниматель".

— Почему женщины становятся предпринимателями?

— Согласно исследованиям, две трети женщин идут в бизнес, чтобы улучшить материальное положение свое и семьи и реализовать собственные идеи. Половину женщин привлекает возможность самостоятельно принимать решения.

И это подтверждают цифры. Мы видим все больший интерес женщин к бизнесу. За прошлый год 1,4 миллиона женщин открыли свое дело в статусе индивидуального предпринимателя или самозанятого.

— Вы упомянули программу "Мама-предприниматель". Что это за программа?

— Она ориентирована на женщин, у которых есть несовершеннолетние дети или они находятся в декрете, и которые хотят запустить или развивать свой бизнес.

Участницы получают все, что нужно для старта: проходят обучение, пишут бизнес-план, находят единомышленниц.

Лучшие проекты регионального этапа получают грант в 100 тысяч рублей и помощь с продвижением продукции, а победители федерального этапа — грант до 1 миллиона рублей и поддержку по партнерским предложениям.

В прошлом году, помимо основного формата, появились дополнительные треки – туристический и "Мама на селе". В этом году мы продолжим реализовывать программу.

— Почему программа рассчитана именно на мам?

— Недавно мы провели исследование со Сбербанком и фондом "Общественное мнение". Его результаты показали, что для 65% опрошенных россиян в возрасте от 18 до 64 лет главная ценность – это семья и дети.

Многие женщины начинают свой бизнес в декрете. Преимущества, которые дает бизнес, становятся для женщины еще более важными: нет начальства, нет потолка в заработке, есть возможность распоряжаться своим временем, контролировать нагрузку. Балансировать приходится, но сделать это проще.

Конечно, в этом вопросе важен и еще один фактор. Наличие социальной инфраструктуры – детских садов, школ. Женщина может спокойно заниматься как работой по найму, так и бизнесом, пока ее дети будут находиться под присмотром.

— Но бизнес может сыграть и обратную роль: занимать все время и практически не оставлять его на семью.

— Вы можете сказать, что мужчины тоже играют роль в семье, важны в воспитании детей. Безусловно, я не обесцениваю. Но давайте будем честны: на женщину накладывается больше социальных ролей и обязанностей.

Например, женщины на 75% чаще заняты уходом за детьми и пожилыми людьми, чем мужчины. Если бы женщинам платили минимальную оплату труда за занятия домашним хозяйством, это было бы 13% ВВП! То есть женщины и так балансируют, они умеют это делать, расставляют правильно приоритеты.

— Почему они чаще начинают с самозанятости?

— Сегодня женщины составляют 42% от общего числа самозанятых. Такую популярность налога на профессиональную деятельность можно объяснить простотой условий ведения бизнеса: низкие ставки по налогам, практически отсутствие отчетности, доступ к мерам государственной поддержки.

Самозанятость позволяет максимально безопасно войти в предпринимательскую деятельность. На старте даже можно не увольняться с основного места работы. И многие этим пользуются: более 750 тысяч человек сегодня одновременно и работают, например, в МСП, и ведут деятельность в качестве самозанятого.

— Каким бизнесом чаще занимаются женщины?

 Три главные сферы для ведения бизнеса у женщин-самозанятых являются маркетинг, услуги в сфере красоты и образовательная деятельность. Сферами, где наблюдается наибольший рост являются сферы гостеприимства, крафтовые производства и креативные индустрии.

Если говорить про женщин из числа индивидуальных предпринимателей, то здесь доминируют пять направлений: образование, здравоохранение, финансовая, юридическая и страховая деятельность.

И, конечно, у социального бизнеса женское лицо: 73% проектов, которые мы получили на всероссийский конкурс "Мой добрый бизнес", развивают женщины.

— Какие еще точки развития могут быть у женщин в бизнесе? Представлены ли женщины также в среднем и крупном бизнесе, как в МСП?

— В среднем и крупном бизнесе также есть женщины, которые занимаются управлением предприятиями или их отдельными блоками. Согласно исследованию Ассоциации менеджеров, в 2023 году в 34% российских компаний женщины составляли более половины управленческой команды. И доля таких компаний растет каждый год.

Увеличение числа женщин среди руководителей – это тенденция последних 10 лет. Прежде всего, это связано с тем, что сегодня карьера для женщины такая же важная часть жизни, как и семья.

Могу сказать также, что вижу я: во всех деловых объединениях есть женские программы и направления. Активно развивается женское движение "Единой России", работает "Союз женщин России", запуская в том числе и бизнес-треки. И, конечно, как вы знаете, председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко активно поддерживает и продвигает специализированные женские программы и мероприятия. Раз в два года проходит Евразийский женский форум, а в рамках выставки "Россия" открылся Всероссийский женский форум.

— Как сами женщины ощущают себя в бизнесе? Существуют ли сегодня гендерные стереотипы в предпринимательской среде?

— Предприниматели в целом, и женщины в частности, отмечают улучшения делового климата. Одна из причин – реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство". С начала его реализации более 6 миллионов предпринимателей соприкоснулись с системой господдержки.

Это подтверждают и исследования. Так, 54% женщин-предпринимателей отмечают улучшение отношения общества к бизнесу, а 39% женщин отметили улучшение условий для старта бизнеса за последние полтора года. Многие женщины также стали говорить о том, что видят хорошие перспективы для развития бизнеса в связи с открытием новых ниш на рынке.

Если говорить про гендерные стереотипы, то ситуация тоже улучшается. Об этом тоже говорят исследования ВЦИОМ: 66% женщин и мужчин считают, что их шансы в бизнесе одинаковые. При этом 38% россиян уверены в отсутствии влияния пола на направление бизнеса, 30% полагают, что для женщин-предпринимателей свойственны уверенность в себе, настойчивость, выносливость и решительность, а 21% назвали энергичность, инициативность и целеустремленность.

И 85% опрошенных мужчин готовы поддержать женщин в решении начать вести бизнес, что не может не радовать.

Если и есть гендерные стереотипы, то они касаются только выбора сфер для ведения бизнеса — 48% опрошенных в этом же исследовании выделяют среди сфер бизнеса "женские". Но хочу отметить, что сегодня мы видим самые разные бизнес-проекты, которыми руководят женщины: от автомастерских до Wildberries, которой руководит Татьяна Бакальчук.

— Какие еще тренды вы сегодня отмечаете в женском предпринимательстве?

— Женщины активнее занимаются благотворительностью. Причем и как организаторы, так и как жертвователи. Стоит отметить, что портрет руководителя социального ориентированного НКО сегодня – женщина старше 45 лет. Некоторые коллеги считают, что это проблема. Но я думаю, что наоборот – это наша точка роста. Женщины и развивают социальные проекты и чаще выступают волонтерами.

 Фото: Минэкономразвития России.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 12174 публикации
Сайт: ria.ru/20240307/ilyushnikova-1931545319.html
Поделиться:

Интересно:

«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
13.11.2025 21:31 Новости
«Будь Здоров» снова - в числе лучших работодателей рейтинга РБК
Сеть клиник «Будь Здоров» второй год подряд уверенно занимает лидерские позиции ведущего рейтинга лучших работодателей, проводимого информационным агентством Росбизнесконсалтинг (РБК). По итогам IV Рейтинга ведущих российских работодателей РБК «Будь Здоров» вошла в ТОП лучших компаний-работодателей списка. По данным РБК, количество компаний — участников рейтинга работодателей РБК в 2025 году увеличилось на 85% по сравнению с прошлым годом. В рейтинге представлены лидеры и ключевые игроки всех крупнейших секторов российской экономики – российские компании с общим числом сотрудников 3,9 млн человек. В анкетировании могли принять участие любые коммерческие компании со штатом более 50 человек. Эксперты, в число которых вошли HR-специалисты ведущих российских компаний, оценивали участников по пяти ключевым направлениям, в числе которых условия работы и уровень оплаты труда, эффективность...
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
13.11.2025 20:12 Новости
Белорусы передали россиянам две боевые награды времен ВОВ
В Музее обороны «Брестская крепость-герой» прошло заседание научно-методического совета, на которой рассматривались вопросы, касающиеся судеб участников обороны Брестской крепости, в том числе и граждан Российской Федерации.По приглашению белоруской стороны принял участие в работе заседания и член Общественной палаты РФ и ЧР – Председатель Совета Регионального отделения «Поисковое движение России» в ЧР Иса Сардалов.      "Музей обороны «Брестская крепость-герой» является одним из наших основных партнеров реализации проекта «Ушедшие в бессмертие», в рамках которой нами проводится комплекс поисковой и научно-исследовательской работы, направленной на исследование, изучение и проведение анализа событий театра боевых действий в годы Великой Отечественной войны при обороне Брестской крепости и подземного гарнизона в Аджимушкайских каменоломнях. И во время моего сентябрьского...
Информационные войны в Древней Руси
11.11.2025 13:12 Аналитика
Информационные войны в Древней Руси
Понятие «информационная война» было введено в научный оборот в 1970-х годах в США. К настоящему времени имеется детально разработанная теория информационных войн, которые становятся всё более изощрёнными и охватывают все области человеческого общения, включая киберпространство. Каждый из нас является объектом информационной войны, где используются все средства и способы подачи информации. Может сложиться мнение, что невидимая борьба без оружия, основанная на использовании передовых технологий в информационной области, относится к явлениям новейшего времени, однако это не так. Противоборство в сфере коммуникации, направленное на ослабление противника, ведется со времени возникновения человеческого общества. Как информационные войны велись в древние времена Цель информационной войны определяется как психологическое воздействие на противника с целью введения его в состояние растерянности...
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
11.11.2025 12:32 Новости
Практические решения: ИИ, команды и культура на анти-конференции –2025
Как заботиться о здоровье сотрудников буквально «в один клик» и почему ментальное здоровье не менее важно, чем физическое. Практические решения управления здоровьем коллектива представила сеть клиник «Будь Здоров» в ходе «Анти-конференции – 2025» в Кибердоме 31 октября. «Анти-конференция 2025» ― событие, где HR выходят за рамки привычных форматов, чтобы вернуться к сути: людям, смыслам и устойчивости. Кибердом на третьей анти-конференции для HR вместо традиционного формата сделал выбор в пользу живого диалога и рабочих сессий, где рождаются конкретные решения. Конференция объединила руководителей технологических компаний, HRD, HR бизнес-партнеров (HR BP), специалистов L&D и бизнес-экспертов.   В центре обсуждения спикеров были ключевые вызовы современного технологического бизнеса: интеграция искусственного интеллекта, управление мультипоколенческими командами, развитие...
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
10.11.2025 12:36 Мероприятия
Со-Деяние: как в России формируется новая культура предпринимательства
Форум нового поколения: бизнес с миссией.2 декабря в Москве состоится первый в России форум ценностного предпринимательства «Со-Деяние: Ценности. Бизнес. Будущее» и Приём деловых кругов Московской ассоциации предпринимателей (МАП). Организаторы: Московская Ассоциация Предпринимателей, Комитет по ценностному предпринимательству и Центр бизнеса «Со-Деяние».Мероприятие объединит представителей власти, лидеров компаний, общественных деятелей и предпринимателей, которые видят в бизнесе не только инструмент прибыли, но и путь к развитию общества. В программе выступления практиков ценностного предпринимательства, панельные дискуссии и реальные истории о том, как выстраивать устойчивые компании с социальным влиянием, сохраняя человеческое измерение бизнеса. «Мы создаём пространство, где предприниматели говорят не только о том, сколько они зарабатывают, но и зачем они это делают, — отмечает...