В краевом министерстве экономического развития состоялось заседание рабочей группы «Административное давление на бизнес» по направлениям Национального рейтинга состояния инвестиционного климата. В заседании приняла участие бизнес-омбудсмен Виктория Бессонова.
На заседании рабочей группы впервые рассмотрели конкретные обращения предпринимателей, связанные с административным давлением. Бизнес-защитник рассказала об особенностях проверок предпринимателей со стороны Министерства труда и социальной защиты на предмет обеспечения доступности объектов для людей с ограниченными возможностями, отметив, что бизнес определил ведомству первое место по уровню административного давления среди региональных органов контроля и надзора. Также участники обсудили на примере конкретной организации контрольную деятельность Министерства природных ресурсов и Государственной инспекции труда в Забайкальском крае. Выяснилось, что предприятие одним ведомством необоснованно включалось в план проверок, а другим проверяется всегда внепланово, зачастую с нарушениями со стороны должностных лиц. Также Уполномоченный на примерах указанных ведомств показала, что понятие административного давления по-разному воспринимается бизнесом и властью.
— В практику заседаний рабочих групп по Нацрейтингу впервые был введен формат рассмотрения конкретных обращений от бизнеса, связанных с административным давлением. Не смотря на профильную, узкую специализацию рассмотренных вопросов, были выявлены барьеры, которые характерны для большинства. Так, бизнес воспринимает любые меры воздействия контрольных органов как проверки, к таким относятся: истребование дополнительных документов, мониторинг, наблюдение, контрольные закупки, рейды и т. д., тогда как контролирующие органы не считают эти мероприятия проверками и полагают, что никакого давления не оказывают, — отметила Виктория Бессонова. — Считаю, что необходимо называть вещи своими именами, а не прикрывать проверку другими мероприятиями. С бизнесом необходимо разговаривать, объяснять для чего требуются дополнительные документы, работать в формате взаимодействия и разъяснения, а не в формате категоричной требовательности или же ответов «смотрите сами на сайте».
Кроме того бизнес-защитник обратила внимание на тот факт, что нередко жалобы предпринимателей обусловлены именно отношением проверяющих. Руководителям контрольно-надзорных органов было рекомендовано проработать этот вопрос с коллективом своего ведомства, донести необходимость и важность уважительного подхода во взаимодействии с бизнес-сообществом.