26.02.2015 14:00
Мероприятия.
Просмотров всего: 4823; сегодня: 2.

Гендиректор АПЗ Олег Лавричев: «Нет времени ждать»

Генеральный директор ОАО «АПЗ» Олег Лавричев выступил на конференции членов Торгово-промышленной палаты Нижегородской области «Основные задачи по развитию предпринимательства в новых экономических условиях», состоявшейся в Нижнем Новгороде 25 февраля.

Основное внимание на конференции было уделено вопросам повышения эффективности органов власти, общественных объединений, бизнес-сообщества по развитию предпринимательства в Нижегородской области в кризисных условиях.

В обсуждении приняли участие губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, председатель областного Законодательного собрания Евгений Лебедев, председатель правления, генеральный директор ТПП Нижегородской области Дмитрий Краснов, а также представители более 300 предприятий Нижнего Новгорода и области.

Мы предлагаем вашему вниманию полный текст выступления генерального директора ОАО «Арзамасский приборостроительный завод имени П.И. Пландина» Олега Лавричева.

Повышение эффективности взаимодействия предприятий в новых экономических условиях

- Новые условия, как мы понимаем, определяются режимом экономических санкций и неблагоприятной для промышленности и предпринимательского сектора обстановкой на финансовых рынках.

Сегодняшнюю ситуацию в реальном секторе экономики можно охарактеризовать как движущийся локомотив, который в силу своей инерционности ещё едет, но тормоза машинист уже включил, да ещё плюсом к этому в разных вагонах дёргают стоп-кран с экстренным торможением. Таким образом, безусловно, можно сэкономить топливо и даже довести расход до нуля, но если произойдёт остановка, то разогнать потом будет гораздо сложнее. Да и груза в количестве вагонов можно изрядно недосчитаться! Растащат, обанкротят, распродадут! Вот такой сценарий шоковой терапии мы уже однажды проходили и потеряли тогда целые отрасли: станкостроение, химкомплекс, например, да и многие предприятия ОПК не выдержали. Таких примеров только по Нижегородской области – десятки!

Вот по такому сценарию нам сегодня предлагает пойти ЦБ РФ: зажать денежную ликвидность, поднять учётную ставку, закрутить «гайки», и пусть предприятия сами выкарабкиваются. Рынок, мол, сам всё отрегулирует! Мы (ЦБ имею в виду) боремся с инфляцией, регулируем денежную эмиссию, следим за валютным курсом рубля, а экономический рост – не наша задача, нам чужого не надо! Как у Райкина, помните: «К пуговицам претензии есть? - Нет!». Этим пусть занимаются Минпромторг и Минэкономики через свои программы и инструменты финансовой поддержки. А эти механизмы и инструменты сегодня во многом буксуют и не могут адекватно компенсировать возникающие у бизнеса риски, обременения и дополнительные издержки, потому как нет никакой эффективной антикризисной программы и единого штаба, который бы всё обобщил и выдал «на гора» рекомендации, рецепты и решения – актуальные именно сегодня! Мы все сегодня в ожидании… А цены выросли, и нам никто не компенсировал их 20-30-процентный рост в ценах конечной продукции или через иные компенсирующие меры, и мы плавно сваливаемся в убыточную работу. Что дальше – не мне вам рассказывать!

Любой кризис – это не только испытание, но и возможность воспользоваться и дать старт новым возможностям развития промышленности, малого и среднего бизнеса, добиваться структурного перераспределения в секторах и отраслях, освоения новых видов и направлений в производстве и разработках. Однако сейчас разрозненность и нескоординированность мер поддержки бизнеса приводят к тому, что эти меры теряют свою эффективность или обходятся дороже. Поэтому сейчас, когда государство, очнувшись от сырьевой эйфории, начинает понимать, что точки роста лежат в сфере несырьевого бизнеса, логично было бы эту работу усилить, системно и последовательно реализовав необходимый комплекс мер во всех структурах власти. Отрадно, что губернатор Нижегородской области Валерий Павлинович Шанцев чутко почувствовал, что именно сейчас необходимо включать режим ручного управления со стороны власти.

Стоить отметить, что у депутатов Госдумы РФ также пока нет понимания, как именно реализовать антикризисный план. В нижней палате считают, что по каждому пункту плана должны быть определены конкретные цели, перечень мероприятий для достижения этих целей, источники средств, ожидаемые результаты и сроки их достижения и т.д. Но время уходит, с каждым днем ситуация лишь усугубляется! Нет времени ждать, нужно видеть и работать на перспективу, но при этом переходить на ручное управление реальным сектором, осуществляя мониторинг и принимая своевременные корректирующие решения либо для отдельных отраслей и секторов, либо для отдельных промышленных групп и предприятий, банковского сектора, компенсируя действие внешних и внутренних факторов, дестабилизирующих деятельность предприятий, попавших в сложную ситуацию. Или же обеспечивая поддержку предприятиям, которые получили импульс к развитию производства – им надо помочь, чтобы эти факторы использовались по максимуму. Сейчас наибольший фронт работ, по моим впечатлениям, по теме импортозамещения в машиностроении, приборостроительной, электронной и химической отраслях промышленности. Нужно задавать темпы и поддерживать их обеспечивающими мерами.

Сегодня уровень потребления по импорту в этих отраслях приблизительно равен 60-80% от потребности. Страна, которая не имеет технологической безопасности, не может быть передовой страной. Вклад государства в развитие собственного производства выводит промышленность на конкурентный уровень на международном рынке, что позволяет получать валютную составляющую независимо от кризисных явлений и курса рубля. А мы этой нацеленности, серьёзной озабоченности от федеральных министерств и ведомств, в целом – Правительства РФ и, конечно, в особенности от ЦБ РФ, пока не увидели!

Что для нас, предприятий ОПК, сегодня больное - совершенная неурегулированность вопросов ценообразования в рамках ГОЗ, что ставит под угрозу выполнение поставок в утвержденные сроки. Особенно это актуально для предприятий, производящих продукцию с длительными производственными циклами. Фактические затраты организаций ОПК с многоуровневой кооперацией, выпускающих сложную технику, во многих случаях превышают принятые в цене нормативные затраты в связи с опережающим ростом цен на материалы, комплектующие изделия, которые чаще всего являются продукцией предприятий-монополистов. Ценовая разница погашается за счет прибыли организаций. Кроме того, согласно методическим рекомендациям, предельно минимальный размер рентабельности рекомендуется принимать в размере не менее 5%, а максимальный не более 20%. В результате производство высокотехнологичной продукции и продукции с длительным производственным циклом ряда организаций становится низкорентабельным или убыточным. В Федеральном законе «О гособоронзаказе» не закреплен единый порядок ценообразования для всей цепочки кооперации, а содержатся лишь нормы, предусматривающие регулирование цен на продукцию головных исполнителей и исполнителей первого уровня. На соисполнителей второго и более низких уровней кооперации положения Закона не распространяются. Необходимо на законодательном уровне исключить возможность ценового диктата нижних уровней кооперации, распространив на них порядок ценообразования, аналогичный для всех исполнителей ГОЗ.

Одномоментно с этим резко возросшие ставки по кредитам приводят к дополнительным издержкам предприятия, а в некоторых случаях, как я уже говорил, к убыткам, что неизбежно замедлит темпы технического перевооружения предприятий. Кроме того, резкий рост курса иностранной валюты не позволяет предприятиям в прежнем режиме проводить плановую модернизацию производства, поскольку в бюджетах таких средств не запланировано. Поэтому надо продумать механизмы компенсаций предприятиям, направляющим средства на техперевооружение, особенно исполнителям Государственной программы вооружения по приобретению высокотехнологичного оборудования.

Необходимо дальнейшее снижение величины ключевой ставки Банка России до размера в один знак! Необходима докапитализация региональных банков, которые вносят существенный вклад – финансируют промышленный сектор региона. Это послужит оживлению экономики в целом и развитию обрабатывающих и высокотехнологичных секторов промышленности.

В заключение: Правительство РФ приняло антикризисный план устойчивого развития, который содержит 60 пунктов. Меры важные, нужные, носят срочный характер, указаны суммы, но не указаны параметры, результат, на который нужно выйти. Это план смягчения кризиса. Но нужны меры, которые поднимут экономику. В плане отсутствует главное – от чего зависит экономический рост: размер ключевой ставки, темп инфляции, объем инвестиций и необходимость структурных реформ. Наряду с этими мерами Правительства необходимо перейти к социально-экономическому росту и политике форсированных инвестиций. Главный денежный фонд страны – это активы банков, которые обладают «длинными» деньгами, необходимыми для развития экономики. При ключевой ставке в 15% использование этих средств крайне затруднено, необходимо снизить ее сначала до 8%, а затем до 5% и 3%. Для этого необходимо сокращение инфляции. Нормальным уровнем в мире считается 2–3% - почему мы даже в целях не ставим таких задач?!

По моему мнению, необходимо создать программу развития промышленности, малого и среднего бизнеса. Это возможно при совместных мерах Правительства и ЦБ, которые устранят возникающие барьеры, для преодоления которых необходимы структурные реформы (институциональные изменения). Также необходимо создать стимулы экономического роста, требуются программы экономического стимулирования, в том числе – по проектному финансированию.

У нашей страны, без преувеличения, большие возможности, но не безграничные, а потому нужна разумная, взвешенная политика развития экономики.

По итогам работы конференции была принята резолюция, в которую вошли антикризисные предложения предпринимателей к органам власти.


Ньюсмейкер: Арзамасский приборостроительный завод — 194 публикации
Поделиться:

Интересно:

325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
20.12.2024 13:05 Аналитика
325 лет назад Петр I издал указ о праздновании Нового года 1 января
До конца XV века Новый год на Руси праздновали 1 марта. Эта точка отсчета была связана с тем, что в марте земля пробуждалась от зимнего "сна", начинался новый посевной сезон. С 1495 года Московский государь Иван III приказал перенести празднование Нового года на 1 сентября. Причин для...
19.12.2024 19:56 Интервью, мнения
Праздник к нам приходит: как поддержать атмосферу Нового Года в офисе
Конец года — самое жаркое время за все 12 месяцев, особенно для компаний. Нужно успеть закрыть все задачи, сдать отчёты, подготовить планы, стратегии и бюджеты. И, конечно же, не забывать про праздник, ведь должно же хоть что-то придавать смысл жизни в декабре, помимо годового бонуса.  Не...
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
19.12.2024 18:17 Аналитика
Прозвища бумажных денег — разнообразные и многоликие
Мы часто даем прозвища не только знакомым людям и домашним питомцам, но и вещам, будь то автомобили, компьютеры, телефоны… Вдохновляемся цветом или формой, называем их человеческими именами и даем понять, что они принадлежат только нам и имеют для нас...
Советская военная контрразведка
19.12.2024 17:51 Аналитика
Советская военная контрразведка
Советская военная контрразведка появилась в годы Гражданской войны и неоднократно меняла свою подчиненность, входя то в структуру военного ведомства, то в госбезопасность. 30 мая 1918 г. учрежден первый орган военной контрразведки Красной армии – Военный контроль Оперативного отдела Народного...
Защитить самое ценное: История страхования в России
18.12.2024 13:22 Аналитика
Защитить самое ценное: История страхования в России
С давних времен человек стремится перехитрить свою судьбу. Люди желают знать, что будет, чтобы вовремя подготовиться к возможным перипетиям и обезопасить свое будущее. Вот только карты и гадалки в этом вопросе бессильны, куда надежнее справиться с рисками помогают...